До XIX века школ в Нижнеломовском уезде не было. Помещики, дворяне и богатое купечество обучали своих детей грамме, счету дома, приглашая в качестве длителен малообразованных и не очень грамотных служителей церкви - попов, дьячков, причетников, а иногда и солдат, отбывших срок службы, и в денщиках, научившихся кое как читать и писать. Состоятельные дворяне выписывали для обучения своих детей гувернеров и гувернанток, чаще всего иностранцев, тоже не всегда достаточно подготовленных для педагогической деятельности. Первые учебные заведения в нашем уезде стали функционировать в начале XIX века. 1808 год. При Казанском Богороднцком мужском монастыре создано низшее духовное училище для детей священнослужителей. В нем обучалось до 70 человек чтению, письму, славянскому языку, закону божьему пению псалмов. Училище существовало до 1821 года. 1822 год. Архимандрит Казанского мужского монастыря на средства монастыря и пожертвования состоятельных граждан города открыл в Нижнем Ломове духовное церковно - приходское училище. В нем детей обучали чтению, письму, арифметике в пределах четырех действий и простым дробям. Детей священнослужителей собирали в училище со всего уезда. Обучалось в нем 185 человек. До 1810 года оно помещалось в Казанском мужском монастыре, а затем переведено в город и занимало по найму частный дом. В 1857 году перешло в собственное здание, просуществовало до 1880 года, а в конце этого года преобразовано в духовную семинарию и переведено в Пензу. 1824 год. В Нижнем Ломове открыто первое общеобразовательное училище с двухгодичным сроком обучения. 1848 год. В Нижнем Ломове открыта первая народная школа, где обучение велось по специально выработанной программе. До этого образование находилось только в руках духовенства. 1849 год. В Нижнеломовском уезде появилась еще одна народная школа. 1857 год. В уезде было шесть школ, 8 в 1865 году их число возросло до 21. Это были в основном церковно-приходские школы, содержащиеся на скудные пожертвования духовенства и прихожан. На обучение одного ученика церковно-приходская школа расходовала в год 76 копеек. В селах их было 19, в городе 2. Во всех школах города и уезда обучалось 1 082 человека. 1864 год. С созданием земств положение в школах уезда стало постепенно улучшаться. Уже в 1872 году в уезде число сельских школ (земских и церковно-приходских) возросло до 29, в которых обучалось 1 796 человек. В том же году в самом городе уездное училище преобразуется в городское четырехклассное, которое размещалось в деревянном здании, где сейчас находится гостиница. Смотрителем этого училища был назначен видный деятель народного образования Михаил Никифорович Козьмин, избранный вскоре членом уездного училищного сонета. До этого он работал учителем в Чембарском уездном училище. Там познакомился с семьей Виссариона Григорьевича Белинского и женился на его сестре Александре Григорьевне. М. Н. Козьмнн сыграл выдающуюся роль в развитии народного образования в Нижнеломовском уезде. В Н. ЛОМОЕО он проработал более 30 лет. На городском кладбище ему был поставлен памятник с надписью на плите: "Ревнителю народного образования". 1882 год. В Нижнем Ломове открывается частный пансион, созданный просветительницей Елизаветой Павловной Добротиной. Пансион имел целью готовить детей состоятельных родителей для поступления в Пензенскую гимназию. Обучение в нем было платным и недоступным для детей крестьян и рабочих. Число учащихся пансиона колебалось в пределах от 35 до 50 человек. Обучение' было смешанным (мальчики н девочки обучались вместе). Помещался он в старом здании поликлиники, что располагалось на углу нынешних улиц Московской и Розы Люксембург, а затем бал переведен в здание, где ныне находится вечерняя средняя школа (Урицкого, 72). Начало XX века. На базе пансиона при содействии городской управы открыта женская гимназия. В псе принимались дети разных сословий, но преимущественно из семей материально обеспеченных. В первые годы начальницей прогимназии оставалась Е. Н. Добротина. 1912 год. В Нижнем Ломове открыта мужская гимназия с семилетним сроком обучения. В женскую .и мужскую гимназии принимались после окончания четырехлетнего училища или домашней подготовки в объеме программ начального училища с обязательным экзаменом. В этом же году городской начальное училище было преобразовано в высшее начальное училище, инспектором которого был назначен известный в Нижнем Ломове педагог Александр Иванович Каллистов. Позднее учебным округом он был назначен инспектором народных училищ. 1913 год. В Нижнеломовском уезде работало 107 школ. В том числе 71 земская одноклассная, семь министерских (3 одноклассных и 4 двуклассных), 27 церковно-приходских (24 одноклассных и 3 двуклассных) и 2 прочих училища (одноклассные). Во всех типах школ по состоянию на 20 декабря 1913 года обучалось 8016 учащихся, в том числе в земских-5 540, ми-нистерских-1 200. церковноприходских- 1 160. прочих школах-116. Нижнеломовский уезд по охвату обучением детей школьного возраста был на втором месте из 10 уездов губернии. В школах уезда работало 182 учителя с соответствующим образованием. 1917 год. К моменту свершения Октябрьской социалистической революции в уезде не менее 40 процентов детей в возрасте от 10 до 14 лет оставались неграмотными, а среди взрослого населения процент неграмотности был значительно выше. В уезде насчитывалось 84 школы, среди которых только две давали среднее-образование (мужская и женская гимназии), а остальные являлись начальными с небольшим количеством учащихся (в среднем около 50 учащихся на школу). Дело стало решительно МЕНЯТЬСЯ в области народного образования в уезде в конце 1917 года. С переходом в начале 1918 года всей полноты власти в Нижнеломовском уезде в руки Советов рабочих и крестьянских депутатов руководство народным образованием было возложено на коллегию народного образования, которую в то время возглавлял комиссар. Позднее декретом Совета народных комиссаров в августе 1918 года коллегия была преобразована в отдел народного образования (УОНО), который состоял из членов, избираемых уездным исполкомом во главе с заведующим. Уездный отдел народного образования имел тогда подотделы: школьный, дошкольный, социально-правовой охраны несовершеннолетних. В настоящий момент (1980 г.) в районе к в городе функционируют 44 общеобразовательные школы, в том числе 10 средних, 17 восьмилетних, 17 начальных, школа слабослышащих детей, две школы работающей молодежи, районная заочная школа. В них обучается свыше 6 тысяч учащихся. Школьное дело у нас стало общенародным, общегосударственным, общепартийным. Оно получило дальнейшее развитие в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". М. ЕМБУЛАЕВ |