Святой источник САЛОЛЕЙКА На территории Барабановского лесничества раскинулась живописная местность — Салолейки. Название её уходит корнями в далекую Древность, и на языке древних угро-финов означает "овражный ручеек, текущий в лесной глуши". Эта местность известна не только жителям Наровчатского и Нижнеломовского районов, но и более отдаленных населенных пунктов. Своей известностью Салолейки обязаны живописной природе и целебным, недавно освященным родникам. Родников здесь свыше сорока. Со всех концов приходит сюда народ. Пешие и на машинах подышать целебным воздухом, искупаться в струях родников, попить водички, набрать ее для своих домашних. Следует отметить, что для местного населения родниковая салолейская вода священна. Например, в селе Прянзерки ею окропляют домашних животных. С Салолейками связано много легенд и преданий. Из поколения в поколение передает народ интересные, полные тайн истории. Об одной такой легенде поведал читателям районной газеты «Наровчатские новости» ее редактор Владимир Афанасьевич Поляков. Вероятно, мало кому из старожилов известно, что в разное время на Салолейках существовали два монастыря - женский и мужской. О них пойдет наш рассказ. Середина и вторая половина XVII столетия были отмечены в истории Пензенского края бурным строительством монастырей. К 1645 году появляется Нижнеломовский - мужской монастырь, около 1650 года — Троице-Сканов в трех верстах от Наровчата. В 1666 году в городе Нижний Ломов на посаде возник Покровский девичий монастырь. Женские монастыри существовали в городах Инсаре, Керенске, Краснослободское, Наровчате, Пензе, Саранске, Троицке. К 1677 году появляется девичий монастырь и в Нижнеломовском уезде на Салолейской поляне. Неизвестным монахиням Салолейки очень понравились. Недалеко протекала красавица Мокша, в которой водилось очень много рыбы. За рекой тянулся мокшанский лес, где росли дуб, береза, осина, а в дуплах деревьев обитали дикие пчелы. На самой поляне, как ровно вышитый ковёр пестрели всевозможные цветы. В овраге из-под земли били родники. Монахини на понравившейся им салолейской земле решили построить обитель. За соответствующим разрешением они обратились в Москву к царю и патриарху, и оно было ими получено. Дело было летом, построенный ими с помощью местного населения храм получил название в честь Успения Пресвятой Богородицы. В новый храм были завезены утварь, служебные книги иконы. Определен штат: два попа, дьякон, дьячок, пономарь да игуменья и 18 монахинь. Монастырь обустраивается, появляются хозяйственные постройки. В горе, покрытой лесом, были вырыты пещеры, где устроены молельни. Побывавшие в 1678—1679 годах на Салолейкам писцы Семен Секиотов и Михаил Аксентьев отвели обители по царской, грамоте пахотные, лесные и луговые угодья. Потекли обычные дни монастырской жизни. Днем служба - вечером трапеза и чтение священных книг. К новому монастырю на богомолье начинают приходить толпы народа: служилые люди, дворяне, крестьяне, чиновники воеводской канцелярии. Так было из года в год. Пока не случилась беда... Несмотря на лесную глухомань (обитель стояла от Уездного города Нижнего Ломова в 10 верстах) женский монастырь проведал отряд разбойников. Поздним осенним вечером, когда его обитатели готовились ко сну, пришельцы ворвались в кельи и начали грабить ценности, насиловать женщин, убивать непокорных. Немногие успели скрыться в пещерах, которые, по преданию, соединялись в те далекие времена со знаменитыми наровчатскими пещерами и с Троице-Скановым монастырем. Вдоволь нагулявшись и потешившись, разбойники с награбленными ценностями покинули обитель. Оставшиеся в живых монахини во главе с игуменьей Ираидой стали думать о смене обитания. Они начинают усиленно подыскивать новое место жительства. И оно нашлось в городе Верхнем Ломове на посаде. Игуменья Ираида обратилась с ходатайством к царям Ивану и Петру Алексеевичам, патриарху Кир Иоакиму о разрешении перевести монастырь из Салолеек на выбранное ими новое место. Просьба была удовлетворена. Перевод монастыря состоялся 19 декабря 1689 года, он обосновался в городе Верхнем Ломове на посаде при реке Ломове близ Земляного вала. В следующем 1690 году, по царской грамоте новой обители под строение и под дворы служивших в нем двух попов, дьякона, дьячка и пономаря была отведена земля. А в 1694 году царским же указом определено ежегодное денежное жалование в размере 55 рублей 20 копеек. Оставшаяся после ухода монахинь салолейская местность недолго пребывала в запустении. На этот раз на ней решили поселиться монахи. Как свидетельствуют документы, двадцатилетний юнец, служивший до этого дьячком в церкви села Троицкого Шелдаис (ныне село Монастырское Беднодемьяновского района), постригся, в Нижнеломовском мужском Казанском монастыре. После пострижения он получил имя Гурий и чин иеромонаха. Новый иеромонах решил поселиться на Салолейках, построить монастырь, Гурий обратился за соответствующим разрешением к царю Петру Алексеевичу. Оно была дано, а митрополит Рязанский и Муромскнй пресвященный Стефан дал на это дело свое благословение. Так, в 1705 году на Салолейской поляне появился новый монастырь. К иеромонаху Гурию после постижения в упомянутом выше Казанском монастыре и других городах стали стекаться монахи, в прошлом служилые люди. Начались строительные работы. К 1711 году была воздвигнута деревянная церковь во имя прежде существовавшего престола Успения Пресвятой Богородицы. За разрешением на освящение церкви иеромонах Гурий ездил в 1711 в Москву в Патриарший приказ, где ему 4 июня был выдан антиминс (частица мощей, вшитая в ткань). До 1718 года появляется вторая тоже деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. За монастырем построили съезжий двор с двумя избами. Штат монастырский был маленький. В 1718 году он вместе с его руководителем иеромонахом Гурием состоял из десяти человек. Царского жалования монахам не полагалось. Поэтому они существовали за счет личного труда выращивания овощей на огороде, содержания пчельника из шести ульев, отдачи за плату (2 руб. в год) в аренду окрестным жителям лугов. Овощи шли на монастырский стол, а собранный мед употреблялся еще и на выполнение царских панихид и прочие потребности. Сбор меда в то время был в основном хорош, ежегодно собиралось по пять пудов. В реке Мокше водилась много рыбы, она также шла на монастырский стол. Были у монастыря скотный двор, баня и сарай. Иеромонах Гурий управлял монастырем более 25 лет. Скончался он в глубокой старости, заслужив своими делами о себе добрую память. В 1751 голу Салолейский монастырь возглавлял строитель Паркел, перевезенный сюда из Саровского монастыря. Вновь беда пришла в монастырь в 1752 году. Вспыхнувший пожар уничтожил Никольскую деревянную церковь вместе с утварью. Успенскую удалось отстоять. Во время пожара сгорели и царские жалованные грамоты на монастырь. Монастырь приходит в упадок. Распоряжением митрополита Суздальского и Юрьевского преосвященного Селиверста 23 декабря 1756 гола Салолейки были приписаны к Нижнеломовскому мужскому Казанскому монастырю. После большого пожара Салолейский монастырь вновь начал постепенно приходить в себя. Начались восстановительные работы Никольской церкви. Собирались пожертвования на приобретение церковной утвари. Однако главная беда была еще впереди. В 1762 году в результате дворцового переворота к власти пришла императрица Екатерина II. Она завершила начатую ее покойным супругом секуляризацию монастырского имущества. В 1764 году во все монастыри империи были направлены офицеры для составления подробной описи отбираемого у них имущества. В том же 1764 году они прибыли на Салолейки. Монастырь подвергся ревизии. Все его имущество было учтено и занесено в специальную опись, представленную затем в специальное учреждение — коллегию экономии. Вскоре после этого события Салолейский монастырь был упразднен и закрыт. Церкви его были приписаны к Никольской церкви села Лукиной Поляны Нижнеломовского уезда Из составленной офицерами описи мы узнаем, как выглядел Салолейский монастырь в последние годы своего существования. Монастырь имел две церкви, главной из них (соборной) была Успенская во имя Успения Пресвятой Богородицы. Срублена она была из дерева. Имела один престол. На престоле лежали Евангелие и крест, обложенные медью - оловянные сосуды, стояли царские гладкие двери, по их правую сторону находились образа: образ Спасителя без оклада, образ Пресвятой Богородицы всех скорбящих, образ Димитрия Ростовского, образы Петра и Павла, образ Ильи Пророка, по левую сторону царских дверей — образ Успения Пресвятой Богородицы с житием, на образе венец серебряный, образ Спасителя, обложенный по полям серебро и увенчанный серебряным позолоченным венцом, образ Николая Чудотворца, трехъярусный иконостас недалеко от Успенской церкви стояла Никольская церковь. В момент составления описи ее строительство еще не было завершено. Про нее в описи отмечено, что «на постройку церковной утвари и иконостаса потребно суммы 50 руб.» При церкви имелась колокольня на столбах с тремя колоколами. Весом колокола были неодинаковы: первый — один пуд, второй — в полпуда 6 фунтов, третий в полпуда. На территории монастыря находились следующие деревянные строения: келья настоятельская, крытая лубьем, 4 братских кельи, кухня, амбар и сарай. Все - крыты соломой. Имелся пчельник из 6 ульев. На протяжении 143 сажень монастырь окружала деревянная ограда в столбах. За оградой стояли монастырская баня, скотный двор и сарай. Возле скотного двора располагался огород. Монастырю принадлежали пашня (11 десятин) и луга (460 копен). Пашня к моменту приезда на Салолейки офицеров была в запустении, а луга сдавались в аренду окрестным жителям с платой ежегодно по 2 рубля. По реке Мокше на протяжёнии двух верст тянулись монастырские рыбные ловли. Принадлежала монастырю и роща, где росли дуб, береза и осина. Для отопления монастырских келий имелся специальный «черный» (лиственный преимущественно дубовый) лес, идущий на протяжении десяти верст. Последний настоятелем Салолейского монастыря был строитель Онодерий. Вместе с ним был дьячок, поступивший для пострижения. Жалования им денежного и хлебного не полагалось. Про других монахов в описи ничего не сообщалось. Опись в 1764 году составленная офицерами, была последним документом о Салолейском, как действующем, монастыре. После чего монастырь стал достоянием истории. Хотя его церкви продолжали выполнять свои функции. Много преданий связано с Салолейками. Одно из них поведало нам о трагической гибели 40 старцев, якобы убитых и закопанных в горе, пугачевцами. После их смерти как бы в награду за их мученичество из-под горы забило 40 родников, Действительно ли на Салолейках пугачевцами было убито 40 святых старцев? Так ли это было на самом деле? Обратимся к документам. Действительно, как отмечают они, в августе 1774 года в Нижнеломовском уезде действовали повстанческие отряды атаманов Петра Евстевьевна (Шепилова). Михаила Елистратова и Якова Иванова. Ведомость, составленная осенью 1774 года чиновниками Нижнеломовской воинской канцелярии, приводит список населенных пунктов, где побывали пугачевцы. В их число упоминаются ближайшие к Салолейкам села Прянзеки, Черная Пятина, Усть-Каремша, Ива. Во многих из них начались убийства и грабежи. В Прянзерках был повешен здешний помещик князь Василий Кугушёв, а усадьба секунд-майора- Степана Евсюкова подверглась разграблению. Были ограблены дворянские дома и в селе Усть-Каремша (Ивана Веденяпина, недоросля Никиты Михайлова и сержанта Ивана Чеснова). О Салолейках «Beдомость» вообще не упоминает. Вместе с тем она отмечает, что «как в городе Нижнем Ломове так и оного уезде особенно поругания в церквях нет», А, что же легенда? — скажут читатели. На то она и легенда и никогда не претендует на свою стопроцентную достоверность. Что касается Салолейских церквей, то они по прежнему служили, людям. К ним на поклонение и за святой целебной водой шла масса народу из разных уездов Пензенской губернии. Одно из таких шествий на Салолейку запечатлела фотография, хранившаяся в Нижнеломовском краеведческом музее. Так было до конца 20х годов нашего столетия. В начале 30-х годов церкви были варварским образом разрушены. Наступило бёспамятство, шествие народа, на Салолейки разгонялись нарядами милиции и союзом воинственных безбожников. Так было в печально знаменитые годы Сталинской тирании. Но наступила благодарная пора великих перемен. К Салолейкам вновь потянулись верующие, Освящёны и благоустроены родники. Хочется верить, что наступит время, когда будет заново построена Салолейская церковь, и её колокольный звон будет звать богомольцев на очередную молитву. |